В своей практике мы часто сталкиваемся с тем, что собственник или арендатор Объекта не знает в каком состоянии находятся принадлежащие ему и эксплуатируемые им, существующие сети и сооружения.

Кроме того, оказывается, что служба эксплуатации объекта уже несколько раз сменилась, документы утеряны, ситуацией никто не владеет…

И тут например владельцу приходит штраф на сотни тысяч рублей!…и кроме того решение природоохранной прокуратуры о закрытии Объекта например через 180 дней…. если не будут выполнены соответствующие природоохранные мероприятия. Кроме того, руководство Объекта может быть обязано выплатить штраф природоохранным организациям или Водоканалу за долговременное систематическое нанесение ущерба окружающей среде.

Если еще пару лет назад компания могла оттянуть решение вопроса путем получения официальных документов, например заключением фиктивного договора на проектирование, то теперь такие варианты не работают.

При отсутствии системы мониторинга качества сбрасываемых сточных вод (в т.ч. очищенных) приводит к тому, что контролирующие организации измеряют концентрации загрязнений, находят превышения по загрязнениям и по этим цифрам считают удельные штрафы и умножают их на расход суммарный (либо с момента открытия Объекта, либо с момента последней проверки).

Сумма таких штрафов, особенно если была изменена или уничтожена экосистема, например, водоема, при доказанности виновника может достигать космических масштабов.

Основанием для юридической ответственности является совершение правонарушения, под которым понимается противоправное действие или бездействие, нарушающее санитарные правила и нормы, Федеральный Закон «О санитарном благополучии населения», прочие урегулированные нормами экологического права общественные отношения и причиняющее вред государству, природопользователям и ОС, и через это и здоровью человека, либо содержащее реальную угрозу причинения такого вреда; вызывающее отношения между лицом, организацией, его совершившим, и тем, перед кем нарушитель должен нести ответственность.

Расчет штрафа ведется либо по утвержденным методикам исчисления размера ущерба, а при их отсутствии, — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, например региона.

Собственник Объекта собирает совещание на котором ставит задачу найти Поставщиков и Исполнителей работ и начинается большая работа, которая часто безрезультативна ввиду применения безсистемного непрофессионального подхода к решению и зачастую приводит к непредсказуемым результатам.

Кроме того Собственник вместо решения текущих задач занимается поиском денежных средств, которые не были предусмотрены в годовом бюджете и зачастую не могут быть покрыты с помощью заемных средств и внутрихозяйственных резервов.

В результате срок уже подходит к концу, когда только начинается выбор Поставщика, который осуществляется по самой низкой цене (разумеется).

Часто бывает, что такой «дешевый Поставщик» сам не имеет опыта решения подобных вопросов и просто ввязывается в процедуру с банальной целью заработать на хлеб. «А что там дальше? …Разберемся…». Такой Поставщик обещает решить все вопросы, на все вопросы отвечает «Да, решим», обещает удобные условия, низкие цены и т.п., а потом просто забывает о своих обещаниях и не выполняет.

Кроме того документооборот у таких «дешевых» компаний далек от идеала, от них сложно добиться правильно оформленных документов, что приводит к большим потерям времени.

Поэтому Собственник Объекта оказывается заложником ситуации, когда с одной стороны надзорные органы на него давят административно, экономически и в теории даже уголовно, а с другой стороны возникают либо денежные затруднения, либо его вводят в заблуждение Поставщики и Исполнители работ.

Еще сложнее бывает, когда степень загрязнения видна невооруженным глазом и формируется серьезное общественное давление на компанию, что может привести к формированию негативного имиджа компании.